Локомотив "Желание"
Пришло в голову, вчера проверила на практике, вроде работает. Хочу поделиться.
Идея касается построения героя и построения персонажа. Что является их жизненной силой? Почему про некоторых читать интересно, а про некоторых и писать неохота? Идея состоит в том, что движущей силой сюжета и героя является желание. Герой, чтобы быть таковым, должен ЖЕЛАТЬ.
Желание может быть разного рода и разного характера, и от него бывают разные последствия. Сейчас расскажу.
Первый вариант. У героя нет никаких желаний. Так, по-моему, пишутся дохлые книги и дохлые рассказы. Герой, которому ничего не надо, не взаимодействует с окружающей средой, а читатель не может ему сопереживать, потому что нечему,в общем, сопереживать.
К примеру - Артем, герой новомодного романа "Метро 2033". Он ничего не хочет, сюжет строится из стандартного квеста, где глупый герой просто встречает других глупых героев, ведет с ними глупые беседы и идет по постапокалиптическому миру, круша монстров. Таких романов множество, чисто на интересе к монстрам, теме апокалипсиса или чего-то еще. Контрпример - Илья Обломов. Гончаров садистически выделяет из романа 90 первых страниц, чтобы описать героя, лишенного желаний, такого, что Будда позавидовал бы. Сюжет начинает идти тогда, когда герой обретает желание, а до этого - хрестоматийный диван. Иногда пофигизм вводится в комических целях, например в Шреке. Но это тоже скорее исключение.
Второй вариант - произведение, в котором герой чего-то желает. Чего бы то ни было. Его желание может быть добрым, или просто положительным, и тогда можно замутить тот же квест, только он будет интереснее. Девочка Фуу из мультика "Самурай чамплу" хочет найти самурая, пахнущего подсолнухами. И вперед. Двое раковых больных хотят добраться до моря и посмотреть на него перед смертью - "Достучаться до небес". Иванушка-дурачок идет за молодильными яблоками. Девочка Тихиро хочет, чтобы родители превратились из свиней обратно в людей. Дракон-сластена хочет наесться шоколада вдосталь и лезет в телевизор, где показывают шоколадную фабрику. Онегин хочет любви Татьяны. Пиноккио у Коллоди хочет быть человеком. Дети капитана Гранта отправляются на поиски отца.
Желание может быть злым, и тогда, как известно, герой осуществляет его во вред себе. Это классика америкосского кино и классика Эпохи Просвещения, когда нудные дяди писали немного нудно. Эмиль не хотел слушаться, сломал стул и остался без мебели. Том Джонс (не певец) хочет мишни и получает ее в полном объеме. Дядя Скар задумал недоброе и его сожрали гиены.
У нас в маках желаний много. Но к сожалению они мало что могут, эти желания второго уровня. Капитан Гриффин желает достичь Планет. Этим все кончается, но сюжету дан ход. Капитан герой неудачный, но большего на данной стадии он не может достичь. Желания второго уровня двигают сюжет, но почти не влияют (или совсем не влияют) на героя. Потому что чтобы сюжет и герой развивались как можно более интересно и жизненно, нужен третий вариант.
Третий вариант - это столкновение. Придумали это греки, использовали все подряд, заострили до стального, да нет, до небесного блеска - романтики. Конфликт рождается тогда, когда желания одного не совпадают с желаниями другого или с требованиями реальности. Герой может либо подчиниться, либо измениться, и в этом скрыт огромный потенциал. Когда два героя, движимые разнонаправленными желаниями, действуют вместе, это как правило ужасно интересно. Примеров - куча. Из наших - Мачете и Монгометри. Один хочет убить, второй хочет остаться в живых. Было очень интересно писать. А из литературы.. ну тут почти все, что есть на свете настоящего. Огромные романы, сокровища литературы строятся на столкновении желаний. Князь Мышкин и Рогожин, Фродо и Кольцо, Жан Вальжан и его совесть. Татьяна хотела бы выйти за Онегина, но она уже не может, потому что ее совесть ей не позволяет нарушить клятву. Радистка Кет лишается чувств, но не может выдать Штирлица, даже когда фашисты морозят ее ребенка. Маленький Принц должен идти домой, автор должен его отпустить, но ему больно видеть змею у его ног. Про совесть и чувство долга, которые сталкиваются с желаниями - самый лучший вариант. В этих муках раскрывается любой герой, все начинает получаться, читатель находит родство, сопереживает, размышляет, как бы он поступил.
А вот еще одна разновидность столкновения, кажется, самая редкая и самая потрясающая. Жан Вальжан оставляет жизнь своему врагу, зная, что враг сразу же пойдет доносить на него. Танабе в "Планетес" не отнимает кислородный баллон у погибающей террористки, хотя Танабе умирает сама и неодолимо хочет жить, а женщина - действительно террористка и ее враг. Когда среди тысячи голосов возвышает голос Любовь, все произведение озаряется ею. Я долго искала примеры и поняла, что их не так и много. Но произведения, в которых есть эта вещь, - как огни в сумерках.
Мне пришло это все в голову во время чтения романа "Отверженные", как раз по поводу Жана Вальжана. У Гюго получилось удивительно здорово. Он берет одного человека, Жана Вальжана, и протаскивает его через все тяжкие. На каждом этапе мы прекрасно знаем и разделяем все его желания, стремления и страхи, на каждом этапе он ставится перед выбором, который важен, как смерть и жизнь, каждый раз становится все лучше, но автор неистощим и неумолим. Так получается герой, названный среди двух-трех прочих идеальным героем мировой литературы.
Вот такие вот мысли. Желание это не трамвай, это локомотив. Подцепи к нему героя - и он вывезет на немыслимые ранее просторы.
Разбирая героев Планет по этому признаку, я нашла много нового. К примеру, Бранч интересен как раз столкновением, преодолением страха смерти. Еще о прошлых маках: в Нереали Пилат сначала просто имел некое желание - умереть. Потом он вдруг понял, что и жить тоже стоит, получился конфликт - это и было движущей силой мака. Пуар, например, не нашел столкновения, он просто получил что хотел. А такие штуки как Паровозный мак не пошли потому, что там никому ничего не было надо. Всем пофиг. В целом, как мне кажется, отношения между героем и читателем строятся так: Читатель: А, так тебе ничего не надо? Герой: Ну да, а че? Читатель: Ну и пошел нафиг!
А те маки, в которых хоть немного было какое-то стремление - все писались интересно. Как и теперешний, кстати. И это замечательный признак. Смотрящий стал нормальным лишь после того, как обнаружил свое тайное желание и отказался от него. Капитан теперь как высосанный потому, что у него было простое желание и оно сбылось. Впрочем, у него все еще впереди, в том числе - вот эти самые столкновения. Уж я постараюсь.
Думаю еще, что желания такими должны быть, чтобы читатель мог их разделить. Например вчера мы смотрели мультик про дракончика, который любил сладкое. Я вполне с ним разделяю это желание. С Фуу я тоже разделяю, но по-другому - мне просто интересно, что же это за самурай, а ей жизненно надо. Но от серии к серии я все больше с ней. А вот чтобы Вилли Фогг доехал за 80 дней - это и мое искренее желание, и его. Но если мистер Х хочет чтобы его полюбила мисс У - это желание я не разделяю вообще. Наверное, поэтому некоторые любят любовные романы, а некоторые - нет.
Сдается мне, что детективы - хороший пример совпадаемовсти желаний героя и читателя. Холмс хочет раскрыть преступление, Ватсон очень хочет раскрыть преступление, и я тоже очень-очень уже хочу понять, что же они раскроют.
Извините за спонтанный набор примеров. Наверное каждый может найти среди того, что он писал и читал, более подходящие примеры. Извините и за сбивчивость изложения, просто боюсь, что забуду про что-то сказать.
_________________ Давайте без прелюдий! Дабл виски!
But if you're looking for the unicorns, don't be forlorn, The second star to the right and straight on until morning.
|